Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с.п. Чегем Второй |
|
Педагогическим работникамКогда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности. Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы. Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке. Обеспечение информационной безопасности Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней: 1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п. 2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации. 3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:
4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей. 5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации). Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе: Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. Установлены соответствующие пароли на персональные ПК. Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому. Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты. Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации. Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве 1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации. 2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск. 3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет). 4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки. 5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости. 6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе. 7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей. 8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения. 9. Не используйте в логине или пароле персональные данные. 10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей. 11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем. 12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять. 13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта. 14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация. 15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно. 16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение. 17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан. РЕКОМЕНДУЕМ «Безопасность в Интернете» – курс от Академии Яндекса · https://stepik.org/Безопасность-в-интернете-191/ · Курс для школьников 6—9 классов, но он будет полезен и родителям, а также учителям, планирующим рассказывать в школе о безопасном использовании интернета, например, во время Всероссийского урока по безопасности в интернете, или проводить уроки финансовой грамотности. В курсе три раздела. Каждый раздел состоит из конспекта для самостоятельного изучения, видео-урока и теста, помогающего лучше усвоить изученный материал. Мы надеемся, что курс поможет юным пользователям интернета не попасться на удочку мошенников. · http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652 · http://www.saferunet.ru/ · https://мвд.рф/document/1910260 · Горячая Линия Фонда Дружественный Рунет · Федеральная программа безопасного детского интернета Гогуль · Интернет и дети. Советы по безопасности от лаборатории Касперского · Правила безопасной работы в интернете от компании Microsoft · Ролики по безопасному использованию интернета от компании Google · Методическое руководство "Деструктивное воздействие на личность в сети "Интернет" · Памятка по гибербезопасности для несовершеннолетних · Роль и место защиты прав субъектов персональных данных в обеспечении кибербезопасности
Просмотров: 189 |
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с.п. Чегем Второй Сделано на платформе для сайтов образовательных учреждений EduHosting.ru |